Вопросы ансамбля в больничном строительстве

Различные по этажности и назначению здания больничного комплекса сильно затрудняют архитектурную увязку их в единый ансамбль. Вопросам ансамбля в больничном строительстве уделяли большое внимание выдающиеся русские зодчие конца XVIII и начала XIX вв. Прекраснейший пример архитектурного ансамбля представляет быв. Голицынская больница в Москве, построенная Казаковым.

Одноэтажные и двухэтажные служебные здания этой больницы при помощи определенного (палладианского) архитектурного приема Казаков увязал с главным зданием. При этом Казаков четко выделил на генплане хоздворы и полностью использовал ландшафт для создания больничного парка.

При разрешении ансамбля этой больницы талантливый зодчий создал органически единый архитектурный комплекс, а не раздробил механически участок на составные элементы по функциональному признаку, подобно архитекторам последующих периодов (особенно конца XIX в.). При дробной застройке участков многочисленными отдельными павильонами, строящимися в разное время, обычно нарушается первоначальная общая композиция. Выдающиеся зодчие (Кваренги, Казаков, Бове и др.) при решении ансамбля больницы всегда учитывали зрительное восприятие зданий на участке с разных точек зрения.

Такого отношения к общему ансамблю нет уже в постройках больниц второй половины XIX в., когда застройка участков представляет простое метрическое расположение больничных корпусов, исходящее из функционального разрешения генплана.

Только в редких иностранных примерах «павильонной» застройки органически завязываются в единый ансамбль окружающие квартал магистрали, соседние строения и здания больницы (больницы Ларибуазьер, Тенон в Париже и др.). Архитектурный образ больницы связан с характером застройки участка.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.