Улучшение эксплуатационных качеств открытых крановых эстакад

Улучшение эксплуатационных качеств открытых крановых эстакад

Открытые крановые эстакады находят широкое применение в разнообразных отраслях промышленности. Обеспечение их долговечности и эксплуатационной надежности имеет особо важное значение, так как выход из строя крановой эстакады даже на короткое время зачастую нарушает технологический процесс и сказывается на выполнении производственного плана предприятием.

Материалы обследований около -20 эстакад, проведенных Харьковским инженерно-строительным институтом и лабораторией испытаний инженерных конструкций проектного института «Гипротракторосельхозмаш», а также результаты натурных обследований свыше 40 эксплуатируемых эстакад, проведенных лабораторией натурных исследований и испытаний строительных конструкций НИИСК Госстроя  при участии треста «Укрмонтажоргтехстрой» Министерства монтажных и специальных строительных работ УССР в 1964-65 гг., показали, что около 30% эстакад не обеспечивают нормальных условий для работы кранов. Их эксплуатация нарушается вследствие раскачивания колонн, расстройства креплений кранового пути, заклинивания колес кранов, схода кранов с подкрановых путей, расшатывания узлов сопряжений тормозных и подкрановых балок с колоннами и других причин. Это объясняется разнообразием применявшихся конструктивных решений, несовершенством методики расчета эстакад, неполнотой и недостаточной обоснованностью отдельных нормативных рекомендаций и, главное, малой изученностью действительной работы таких сооружений.

Эстакады в сочетании с движущимися по ним мостовыми кранами работают в сложных условиях, и вся совокупность влияющих факторов может быть выявлена и учтена только на основе синтеза результатов экспериментально-теоретических исследований работы отдельных конструктивных элементов (колонн, подкрановых балок и тормозных конструкций), фундаментов в сочетании с основанием, узловых сопряжений и целых сооружений как опытных, так и находящихся в эксплуатации.

Проведенные ХИСИ и развиваемые в настоящее время лабораториями НИИСК экспериментально-теоретические исследования позволяют сформулировать ряд предложений, основанных на результатах изучения действительной работы металлических, железобетонных и со смешанным конструктивным решением открытых крановых эстакад и направленных на улучшение их эксплуатационно-технических качеств.

1. Движущийся кран не является элементом связи между продольными рядами колонн эстакады. Горизонтальные нагрузки от торможения тележки крана следует учитывать приложенными только к одному подкрановому рельсу. Это особенно важно при восстановлении эксплуатационных качеств эстакад, у которых один путь расположен на свободно стоящем ряду колонн, а другой — на консолях колонн рамного каркаса здания с поперечной жесткостью, во много раз превышающей жесткость свободно стоящего ряда колонн эстакады.

2. При разработке усиления несущих конструкций крановых эстакад целесообразен учет боковых сил, возникающих при проходе крана, на несущие конструкции сооружения, величина которых, как установлено исследованиями, может намного превышать горизонтальные крановые нагрузки от торможения тележки крана. Впредь до накопления экспериментальных данных и разработки нормативных указаний по учету боковых сил, величины таких усилий могут быть определены опытным путем по методике, предложенной и используемой НИИСК-

3. Наибольшее количество неполадок имеет место на эстакадах, выполненных в сборном железобетоне. Открытые крановые эстакады со сборно-монолитными и монолитными разрезными подкрановыми балками, а также неразрезными тормозными конструкциями и стальными подкрановыми балками, как показали исследования, обеспечивают надежную пространственную работу сооружений в процессе их эксплуатации. Поэтому при повышенной деформативности эстакад разрезной конструкции целесообразно придавать не разрезность узлам сопряжений тормозных конструкций, вовлекая в работу смежные колонны при воздействии горизонтальных поперечных усилий от кранов.

4. Отрытые крановые эстакады обладают повышенной чувствительностью к неравномерным осадкам основания, так как фундаменты под колонны имеют достаточную свободу перемещений и поворотов. Как показывают исследования, проводимые лабораторией фундаментов промышленных зданий НИИСК, крены фундаментов вызываются не только нагружением их, но и зависят в значительной мере от неравномерности деформативных свойств грунтов основания под подошвой каждого фундамента и строительной площадки, в целом. Целесообразно предотвращать одностороннюю пригрузку, замачивание фундаментов, проводить уплотнение основания при новом строительстве под фундаменты эстакады.

5. Крепление рельсов к подкрановым балкам необходимо предусматривать и применять податливое, подвижное, обеспечивающее возможность быстрой и достаточно точной рихтовки крановых путей. Болты креплений предусматривать сменными. Жесткого крепления рельсов к подкрановым балкам не допускать в практике эксплуатации открытых крановых эстакад.

На основе использования отмеченных рекомендаций, с учетом предложений конструкторов кранового оборудования и эксплуатационников могут быть найдены решения, обеспечивающие необходимую надежность открытых крановых эстакад.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.